Промышленность США

Промышленность США занимает особое место в международном разделении труда. Многообразие отраслей промышленности, обеспеченность различным сырьем и квалифицированными кадрами, высокоразвитая научно-исследовательская база позволило американской промышленности обеспечить массовое производство разнообразной серийной продукции и выпуск уникальных приборов и оборудования как для внутреннего, так и для мирового рынка.

Наибольший рост характерен для отраслей, определяющих НТП и тесно связанных с военным производством. За последние десятилетия в новые отрасли выделились:

  • ракетная промышленность,
  • производство космической техники,
  • полупроводниковая промышленность,
  • производство ЭВМ,
  • научное приборостроение,
  • производство станков с программным управлением,
  • лазерная, вакуумная, кислородная промышленность,
  • вертолетостроение (Сикорский Игнатий Иванович – 1889-1972 годы, эмигрировал в США в 1919 году),
  • производство оборудования для предотвращения загрязнения и очистки окружающей среды,
  • промышленность топливных элементов и другие.

В среднем в обрабатывающей промышленности каждые 4 года обновляется не менее 20% выпускаемой продукции.

Горнодобывающая промышленность. США занимают видное место по добыче ряда важнейших полезных ископаемыхкаменного угля, нефти, природного газа, железной руды, меди, свинца, цинка, фосфоритов. Однако доля отрасли по числу занятых и стоимости продукции в промышленном производстве страны невелика и проявляет тенденцию к дальнейшему сокращению.

Но собственных ресурсов недостаточно, и после 2 мировой войны США из экспортера превратились в крупнейшего импортера нефти, железной руды, цветных металлов, бокситов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов, кобальта и т.д.

В размещении горнодобывающей промышленности по районам США происходят заметные сдвиги, связанные с изменением структуры отрасли, главным образом ростом доли добываемых энергоресурсов. В стоимости продукции горнодобывающей промышленности возрастает доля Юга – основного района добычи нефти, угля и газа. Соответственно уменьшается доля Севера и Запада, где в основном добываются руды цветных и черных металлов.

Горнодобывающая промышленность США тесно связана с топливно-энергетическом комплексом. В США вырабатывается около 3 трлн. кВт/ч. электроэнергии. структура энергобаланса по сравнению с довоенным периодом претерпела изменения. В настоящее время преобладает нефть и газ. В результате возникло несоответствие между структурой запасов (нефть и газ 7%, уголь 93%) и структурой потребления (нефть и газ примерно 75%, уголь – 25%) топливных ресурсов США.

Наибольшее значение для энергетического хозяйства страны имеет нефтяная промышленность. Главную роль в добыче нефти играют юго-западные штаты – Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, поставляющие около 70% добываемой в стране нефти. В пределах этого района нефть добывается и в шельфовой зоне Мексиканского залива. Крупные месторождения нефти имеются на Тихоокеанском побережье в штате Калифорния, в горном штате Вайоминг. В последние годы начато широкое освоение месторождений на Аляске.

США обладает мощной нефтеперерабатывающей промышленностью. Наиболее крупные нефтеперерабатывающие заводы фирм: «Эксон корпорейшен» расположены в штатах Луизиана и Техас, «Тексако инкорпорейд» в Техасе, «Амоко ойл» также в Техасе. Размещение нефтепереработки США заметно отличается от добычи нефти. Значительная часть мощностей размещается не только в районах добычи, но и в районах потребления, то есть в важнейших промышленных узлах Северо-Востока, в портовых центрах, на трассах магистральных нефтепроводов.

Главнейшими районами концентрации нефтеперерабатывающих заводов являются:

  • побережье Мексиканского залива (полоса шириной 200-300 км на территории штатов Техас, Луизиана, Миссисипи),
  • Южная и Центральная Калифорния,
  • полоса Атлантического побережья от Нью-Йорка до Балтимора (главным образом устья рек Гудзон и Делавэр).

Районы залегания природного газа в основном совпадают с нефтеносными бассейнами. На долю 5 штатов – Техаса, Луизианы, Оклахомы, Нью-Мексико и Канзаса приходится свыше 90% добычи.

Значительная часть нефти, газа и нефтепродуктов поступает из юго-западных штатов страны в районы промышленного Севера США. Общая длина магистральных нефте- и продуктопроводов около 300 тыс. км, газопроводов – более 350 тыс. км. Особенно густую внутрирайонную сеть распределительные трубопроводы образуют на побережье Мексиканского залива, соединяя газо- и нефтепромыслы с нефтеперерабатывающими и газобензиновыми заводами, нефтехимическими комбинатами и портами.

По добыче угля США занимает 1 место в мире (1 млрд.т/год). В результате энергетического кризиса и резкого повышения цен на нефть, как на внешнем, так и на внутреннем рынке в США большое внимание стали уделять разработке рентабельных способов получения жидкого топлива из каменного угля. Характерно, что активную роль в этих исследованиях играют ведущие нефтяные монополии страны.

Электроэнергетика относится к числу наиболее быстро развивающихся отраслей экономики США. Крупнейшей государственной энергосистемой США является система гидравлических и тепловых электростанций в бассейне рек Теннесси и Камберленд, управляемых Администрацией реки Теннесси. Но около 80% всей электроэнергии вырабатывается в США на частных электростанциях, в том числе 4% — на электростанциях промышленных предприятий.

Доля ГЭС в производстве электроэнергии неуклонно снижается, хотя гидроэнергетические сооружения (без насосно-аккумулятивных станций) используют менее 35% потенциальных ресурсов всех рек. Около 60% всей электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС приходится на штаты Запада, в том числе 48% — на Тихоокеанские штаты. Крупные ГЭС построены в США также на Ниагаре, Теннесси и в верхнем течении реки Миссури. В отличие от ТЭС все крупнейшие ГЭС США принадлежат государству или местным властям. К их числу относятся: Гранд-Кули на реке Колумбия, Джон-Дей на той же реке, Роберт-Мозес на реке Ниагара и другие. Разрабатываются проекты расширения мощностей крупнейших ГЭС Тихоокеанского Северо-Запада.

Свыше 80% электроэнергии в США производится на тепловых станциях. На долю ТЭС, использующих в качества топлива уголь, приходится 54% мощностей, природный газ – 27%, мазут – 19%. В связи с кризисом на рынках жидкого топлива ряд станций работавших на мазуте переведены в последние годы на уголь. Из вновь вводимых мощностей ТЭС 60% используют в качестве топлива битуминозный уголь и лигниты.

В размещении электроэнергетики США отчетливо наблюдается тенденция постепенного усиления значения южных штатов, в особенности Южноатлантических, и Юго-Западного центра.

С середины 60-х годов 20 века в США резко ускорилось развитие ядерной энергетики. Основные районы концентрации АЭС – Северо-Восточный центр и Южноатлантические штаты. Но сейчас АЭС размещаются по территории страны уже более равномерно и в основном тяготеют к крупным промышленно-городским агломерациям.

Важная особенность размещения обрабатывающей промышленности США – практически повсеместное усиление темпов ее субурбанизации, то есть сдвига промышленного производства из центральных частей агломераций в их пригородные зоны. Здесь, как правило, размещаются заводы, требующие больших производственных площадей (автомобильные, авиационные, цементные, химические, нефтеперерабатывающие, тяжелого машиностроения и т.д.) и развитой инфраструктуры. К факторам, «выталкивающим» промышленность в пригороды, относятся: более высокая цена на земельные участки в центральных частях городских агломераций, необходимость создания обширных площадок для стоянок автомобилей (площадь таких стоянок близ новых заводов приближается по размерам к площади самого предприятия), действие законов по охране окружающей среды в городах, «кризис больших городов», где центральные части перенаселены относительно бедным населением.

Предприятия машиностроительной промышленности размещаются по территории страны крайне неравномерно – более 60% их расположено в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а доля этих районов в стоимости выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США: Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас- Форт-Уэрт, на долю которых приходится свыше 40% условно-чистой продукции машиностроения и металлообработки.

Крупнейшая отрасль транспортного машиностроения США – автомобильная промышленность. Легковые автомобили – основное транспортное средство для миллиона американцев, а грузовые автомобильные перевозки занимают важное место в транспортной системе страны. В производстве автомобилей, их сбыте и коммерческой эксплуатации занято около 20 млн. человек, то есть каждый шестой работающий американец прямо или косвенно связан с автомобильной промышленностью. В автомобилестроении используется основная часть парка станков и кузнечно-прессового оборудования. Выпуск автомобилей в США находится на высоком уровне, однако эта отрасль чрезвычайно подвержена конъюнктурным колебаниям и спадам, которые непосредственно сказываются как на автомобилестроении, так и на смежных отраслях: металлургической, химической и резиновой промышленности, станкостроении и т.д., вызывая недогрузку производственных мощностей и безработицу. На американском рынке растет конкуренция со стороны иностранных средне- и малолитражных машин, поставляемых главным образом Японией и ФРГ. Успешной конкуренции этих машин способствовал энергетический кризис и резкое повышение цен на горючее.

Автомобильная промышленность – одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторс», «Форд», и «Крайслер» — приходится около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 25% мирового производства автомобилей.

Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье – 60% условно-чистой продукции отрасли. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции автомобилестроения, основная часть которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих городах Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченностью района квалифицированными кадрами, металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до 2 мировой войны тенденция к рассосредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливаются.

Авиационная промышленность страны – выросшая в годы 2 мировой войны, с развитием военного ракетостроения и развертыванием космических программ в США превратилась по существу в новую отрасль – авиаракетнокосмическую промышленность. Авиаракетные монополии «Макдоннел-Дуглас», «Локхид», «Боинг», «Рокуэлл», «Хьюз эйркрафт», в течение многих лет занимают первые места по размерам правительственных военных заказов и представляют собой основу военно-промышленного комплекса США. Заметное место в авиаракетнокосмической промышленности страны занимает выпуск и гражданской авиационной техники, в том числе лайнеров, легких самолетов, вертолетов, значительная часть которых экспортируется.

Ведущий район авиаракетнокосмической промышленности Тихоокеанское побережье с главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. На Юге к важнейшим центрам отрасли относятся Даллас-Форт-Уэрт (крупнейшая по числу занятых в отрасли агломерация района), Атланта, Хантсвилл (Алабама), основной ракетный полигон и космодром страны на мысе Канаверал (Флорида) и центр управления космическими полетами в Хьюстоне. Основные центры сборки самолетов на Севере – Сент-Луис, Уичито, Нью-Йорк. Свыше 60% всего производства авиационных двигателей, приборов, комплектующих узлов и деталей сосредоточено на Индустриальном Востоке США (основные центры – Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк, Бостон, Буффало). На Западе к числу крупных центров двигателестроения в авиакосмической промышленности относятся Сакроменто, Финикс, Лос-Анджелес.

Ускоренное развитие авиаракетнокосмической промышленности (в особенности сборки и испытания летательных аппаратов) на Западе и Юге связано с благоприятными климатическими условиями, выгодным транспортно-географическим положением многих ведущих центров отрасли, а также возможностями обеспечения авиационных и ракетных заводов рабочей силой, близостью к крупным научно-исследовательским центрам.

Судостроительная промышленность страны переживает период длительного застоя. Значительные размеры имеет лишь строительство военных кораблей как на частных верфях, так и на верфях ВМС страны. Основные типы спускаемых на воду военных кораблей – авианосцы, атомные подводные лодки, сторожевые корабли. Крупнейшие судоверфи частных компаний на Атлантическом побережье страны расположены в Ньюпорт-Ньюсе (штат Виргиния, фирма «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док») и Гронте (штат Коннектикут, фирма «Дженерал дайнемикс») – ведущем центре конструирования и строительства атомных подводных лодок; крупные верфи имеются также в Бостоне, Балтиморе, Филадельфии, Нью-Йорке. На побережье Мексиканского залива к важным центрам судостроения относятся Паскагула (Миссисипи), Новый Орлеан и Мобил (Алабама); на Тихоокеанском побережье крупные судоверфи находятся в Сан-Франциско, Сиэтле, Сан-Диего, Лос-Анджелесе.

Одна из основных отраслей машиностроительной промышленности США – общее машиностроение – представляет собой по существу целый конгломерат разнообразных отраслей. В общее машиностроение американская статистика включает станкостроительную и инструментальную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, производство горностроительных и подъемно-транспортных механизмов, технологического оборудования для полиграфической, пищевой, легкой и других отраслей промышленности, производство турбин и двигателей внутреннего сгорания, торгового и коммунального оборудования, оргтехники, разнообразного общепромышленного оборудования (в том числе подшипников, насосов и компрессоров, силовых трансмиссий, промышленных печей и т.д.). Общее машиностроение – наиболее традиционная отрасль машиностроительной промышленности страны; консервативен и общий рисунок ее размещения на протяжении многих десятилетий. На долю промышленных штатов Севера приходится около 80% всех занятых в отрасли; в том числе свыше 40% концентрируется в Приозерье, главным образом в Иллинойсе, Огайо и Мичигане.

Станкостроительная промышленность – одна из наиболее высокоразвитых отраслей американского машиностроения. В условиях обострившейся конкуренции американские станкостроительные фирмы уделяют большое внимание расширению производства сложных прецизионных станков, автоматических линий, многоцелевых станков, оборудования с программным управлением, а также промышленных роботов. Важнейшие районы станкостроительной промышленности США – Приозерье (свыше 50% всех занятых в отрасли) и Новая Англия (свыше 20% занятых).

В достижении высокого уровня механизации полеводства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства важное место принадлежит сельскохозяйственному машиностроению. Для этой отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации в штатах Приозерья и Северо-Западного центра – важнейшем сельскохозяйственном поясе страны. На долю лишь трех штатов – Иллинойса, Айовы и Висконсина – приходится около половины выпуска всех сельскохозяйственных машин и механизмов США. Крупнейшие центры сельскохозяйственного машиностроения – Давенпорт- Рок-Айленд- Молин, Де-Мойн (Айова), Миннеаполис-Сент-Пол, Чикаго, Пеория (Иллинойс), Расин (Висконсин). Следует отметить низкий уровень развития отрасли на Юге (свыше 30% товарной продукции сельского хозяйства и лишь 13% занятых в сельскохозяйственном машиностроении США).

В производстве оборудования для нефтяной промышленности выделяются главные нефтедобывающие штаты страны – Техас, Луизиана и Калифорния, на долю которых приходится около 80% занятых в этой отрасли машиностроения.

Свыше половины всех двигателей внутреннего сгорания производят в двух штатах – Висконсине и Мичигане (в последнем – главным образом автомобильные двигатели).

Выпуск паровых и гидравлических турбин сосредоточен в Питтсбурге, Филадельфии, Бостоне.

Основные центры производства оргтехники размещаются преимущественно в штатах Нью-Йорк, Огайо, Коннектикут.

Наиболее быстро растущая отрасль машиностроения США – производство радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. По отгрузкам электронного оборудования США в 3-4 раза опережают своих основных конкурентов – Японию и ФРГ. На долю американских фирм приходится до 40% всего производства ЭВМ в развитых странах. Особенно заметно преобладание США в выпуске ЭВМ промышленного и военного назначения; в то же время в производстве бытовой электроники американские компании не выдерживают конкуренции с японскими и другими южноазиатскими странами, в ряде случаев даже на внутреннем рынке.

Радиоэлектронная промышленность размещается по территории страны в целом несколько более равномерно, чем другие крупные отрасли машиностроения. На долю каждого из следующих районов США: Среднеатлантических штатов, Северо-Восточного центра и Тихоокеанских штатов – приходится по 20% всех занятых в производстве радиоэлектронной аппаратуры и средств связи.

К важнейшим центрам радиоэлектронной промышленности страны относятся Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Анхайм (Калифорния). Наиболее крупное предприятие отрасли – завод фирмы «Рокуэлл» в Анхайме. Завод вырабатывает оборудование теле- и радиосвязи, навигационные приборы, компоненты и детали радиоэлектронной аппаратуры для авиаракетнокосмической промышленности. Крупнейшее предприятие по выпуску ЭВМ фирмы «Интернэшнл бизнес машинз» расположено в Покипси (Нью-Йорк), полупроводников фирмы «Моторола» — в Финиксе (Аризона), телефонного и телеграфного оборудования фирмы «Уэстерн электрик» — в Чикаго.

Приборостроение, несмотря на относительно небольшое число занятых (около миллиона человек), достигло в США высокого уровня развития. В суммарном производстве развитых стран на долю США приходится 70% выпуска контрольных, научных измерительных приборов и около 50% фото- и киноаппаратуры. Основные центры приборостроения – Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго (научные и медицинские приборы, контрольно-измерительная аппаратура) и Рочестер (фото- и киноаппаратура).

Химическая индустрия является наряду с машиностроением одной из ведущих отраслей промышленности США. По темпам роста химическая индустрия значительно опережает обрабатывающую промышленность в целом, уступая только радиоэлектронике. Производство химической продукции в США в среднем удваивается за каждые 10-12 лет. Технический прогресс способствовал резкому увеличению спроса на синтетические химикаты с заранее заданными свойствами, прежде всего на полимерные материалы (СК, химические волокна, пластмассы, синтетические смолы), большая часть которых синтезируется на базе нефтехимического сырья. Резко усилилось за последние годы значение ряда технических газов (кислорода, водорода, азота и его соединений, гелия), используемых для интенсификации процессов в металлургии и химической технологии, в виде компонентов ракетных топлив, для исследования космоса и т.д.

Структурно-сырьевые сдвиги способствовали перемещению химической промышленности из штатов Севера в богатые энергетическими ресурсами, углеводородным и горно-химическим сырьем южные штаты, в особенности расположенные на побережье Мексиканского залива. На этот район, в частности, приходится около половины производства нефтехимикатов в США. Предприятия Юга производят свыше половины всех вырабатываемых в стране технических химикатов (то есть химических полупродуктов, поступающих на дальнейшую переработку в пределах этой же отрасли или используемых в других отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте), 60% полимерных материалов, свыше 50% удобрений и ядохимикатов и т.д., то есть сравнительно дешевые и многотоннажные продукты. Здесь расположены крупнейшие в стране химические предприятия: фирма «Юнион карбайд» — в Чарлстоне (Западная Виргиния) и «Доу кемикл» — во Фрипорте (Техас). Важнейшие центры химической промышленности Юга – Хьюстон («химическая столица» США), Чарлстон, Батон-Руж, Бомонт-Порт-Артур-Ориндж, Тексас-Сити.

Север, где сконцентрирована подавляющая часть населения США и предприятий обрабатывающей промышленности страны, остается основным районом производства и потребления химикатов в США. Однако около 60% производимой на Севере химической продукции (в стоимостном выражении) составляют готовые к употреблению малотоннажные и дорогие химикаты: медикаменты, мыло и моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, красители. Большая часть указанной продукции потребляется в пределах района, однако вывоз дорогих и малотоннажных химикатов в южные и западные штаты определяет специализацию Севера в территориальном разделении труда в химической промышленности страны. Производимые на Севере неорганические и органические технические химикаты не удовлетворяют местного спроса, и значительная часть их ввозится из южных штатов. Важнейшими центрами химической промышленности района являются Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Цинциннати, Сент-Луис, Индианаполис. Около 20% всех шин вырабатывается в США в крупнейшем центре резиновой промышленности – городе Акрон (Огайо).

Химическая промышленность Запада США играет в масштабах страны второстепенную роль; почти вся выпускаемая химическая продукция идет на удовлетворение собственных нужд района. Основные центры химической промышленности – Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

С химической промышленностью тесно связана атомная промышленность, имеющая огромное военное значение. В комплексе предприятий этой отрасли важнейшее место занимают заводы по производству ядерного горючего (урана 235, трития, плутония), построенные во время 2 мировой войны правительством США, а затем переданные в эксплуатацию частным фирмам. Центрами производства расщепляющихся материалов являются Ок-Ридж (Теннесси), Падьюка (Кентукки), Саванна (Южная Каролина), Портсмут (Огайо), Ханфорд (Вашингтон).

Важное место в экономике страны занимают отрасли легкой промышленности, среди которых выделяются текстильная и особенно швейная и трикотажная, хотя темпы роста этих отраслей невысоки и их относительная роль в промышленном производстве снижается. В текстильной промышленности структура выпуска тканей после 2 мировой войны заметно изменилась – выросла доля тканей, вырабатываемых на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, составив почти половину всей продукции отрасли. В то же время производство хлопчатобумажных тканей сократилось в два с лишним раза, а производство шерстяных – почти в 8 раз. Следует подчеркнуть, что производство синтетических и искусственных волокон осуществляется на специализированных заводах, включаемых американской статистикой в состав химической промышленности, а выпуск тканей на их основе является собственно текстильным производством.

Размещение текстильной промышленности США с начала 20 века претерпело значительные изменения. В течении нескольких десятилетий отрасль по существу переместилась из традиционного текстильного района – Новой Англии – в Южноатлантические штаты, где дешевая рабочая сила и близость к хлопковому поясу страны. После 2 мировой войны в этом районе и соседнем Юго-Восточном центре были построены практически крупнейшие предприятия США по выпуску синтетических волокон: капрона, нейлона, дакрона, полиакрилового волокна. На долю южных штатов приходится 80% выпуска хлопчатобумажных тканей и тканей на основе химических волокон. Крупнейшими центрами Юга являются Гринсборо – Уинстон-Сейлем – Хай-Пойнт (Северная Каролина), Шарлот (Северная Каролина), Гринвилл (Южная Каролина), Колумбус (Джоржия). Множество текстильных фабри располагается вдоль Пидмонта в небольших городках или даже сельских районах. Производство дорогих высококачественных тканей по-прежнему концентрируется на Северо-Востоке, поэтому доля этого района в стоимости условно-чистой продукции отрасли еще довольно значительна – около 30%.

В швейной промышленности также заметен сдвиг на Юг. На долю предприятий Юга (преимущественно небольших фабрик, выпускающих недорогую мужскую одежду) приходится свыше 40% условно-чистой продукции отрасли. Однако значение старых центров швейной промышленности на Северо-Востоке США, несмотря на абсолютное и относительное снижение выпуска продукции, еще достаточно велико. Значительным центром в последние годы стал один из национальных законодателей моды Лос-Анджелес, выдвижение которого связано с производством женского платья по голливудским «киностандартам».

Большое развитие получила в США пищевкусовая промышленность. Доля отрасли в условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности страны составляет 12%. К важнейшим отраслям пищевой промышленности США относятся мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков, консервная и мукомольная. В связи с ростом цен на продовольственные товары в США большое внимание уделяют производству различного рода заменителей натуральных продуктов, а также наполнителей, панировочных и ароматических веществ, добавляемых в продукты питания. Развивается производство замороженных пищевых продуктов (в том числе закусок, национальных блюд, десертных изделий, кремов и т.д.) и разнообразных консервов.

Размещение пищевой промышленности по территории страны в целом отличается относительной равномерностью. Крупные города, как правило, являются и ведущими центрами отрасли. Однако выделяются районы концентрации предприятий мукомольной промышленности в Северо-Западном центре и вдоль побережья Великих озер (ведущие центры: Миннеаполис – Сент-Пол, Канзас-Сити, Буффало); мясной промышленности – в Чикаго, Канзас-Сити и Омахе (Небраска); молочной и сыроваренной – в штатах Висконсин и Миннесота; консервной – в Калифорнии. Крупнейшими центрами производства кондитерских изделий являются Нью-Йорк и Чикаго; виски – Луисвилл (Кентукки); кока-колы – Атланта; пива – Сент-Луис и Милуоки.

Производство сигарет в основном сосредоточено в пределах Пидмонта и Кентукки. Основные центры – Гринсборо – Уинстон-Сейлем – Хай-Пойнт и Дарем в Северной Каролине, Ричмонд в Виргинии и Луисвилл в Кентукки. Выпуск сигар из американского табака концентрируется на Северо-Востоке (основной центр – Филадельфия).