Запретный город в Пекине

В сердце Пекина, китайской столицы, стоит Запретный город, один из великолепнейших дворцовых комплексов мира. Это символ монархического прошлого Китая. По задумке создателей, Запретный город должен символизировать порядок, единство и гармонию вселенной и всего Китая. В свое время именно отсюда Китайские императоры управляли своим государством, сидя на «Драконьем троне» во Дворце высшей гармонии.

Запретный Город (Сицзин Чэнь), который официально называется Дворцовым музеем, в течение 500 лет (до конца имперской эпохи в 1911 г.) был средоточием власти в Китае, престолом Сына Неба и личной резиденцией всех императоров династий Мин и Цинн. Этот монументальный комплекс, раскинувшийся на площади 74 гектара и насчитывающий около 800 построек, трудно охватить взором, а его посещение оставляет незабываемое впечатление.

История запретного города в Пекине

Пекин был создан китайским императором Юнглу, третьим императором династии Мин. Когда он вступил на престол, то выбрал этот город в качестве новой столицы империи и в 1404 году приказал начать перестройку. Существует множество легенд о том, каким образом он выбрал Пекин. Одно из преданий рассказывает о том, что когда Юнглу стал императором, ему вручили запечатанный конверт от астролога. Когда император вскрыл конверт, то обнаружил, что в нем находятся детальные планы нового города. Другая легенда повествует о том, что планы города явились во сне буддийскому монаху, который был учителем императора.

Запретный город в Пекине

Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, для простых смертных эта часть Пекина была недоступна. Запретный город был центром Китайской империи, а в глазах самих китайцев — всего мира. Здесь жили и правили страной (вплоть до падения империи в 1911 году) властители из династий Мин и Цинн.

Запретный город — архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса.

Сооружение комплекса, начавшееся в 1406 году, потребовало усилий 200 000 рабочих. Строительство началось сразу после того, как, наконец, изгнали монголов из Пекина. Есть мнение, что Запретный город стали возводить на месте бывшего монгольского дворца.

С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. Самые ранние из полностью сохранившихся построек датируются XVIII в. Сам Запретный город был выстроен только в 1420 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин.

Запретный город в Пекине

Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений, в которых раньше жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы). В Запретном городе имелись также жилые кварталы для тысяч слуг, евнухов и наложниц, которые всю свою жизнь проводили за стенами. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными. Весь Запретный город был предназначен для удовлетворения прихотей императора. Около 6 000 поваров были заняты приготовлением пищи. 9 000 императорских наложниц, которых сторожили 70 евнухов, ублажали и развлекали императора.

Император и его приближенные очень редко выходили за ворота города, и каждый раз это сопровождалось пышной и торжественной церемонией. Вот как выглядел один из редких выходов китайского императора Мин за пределы Запретного Города в Пекине: первыми выходили 24 барабанщика, за ними 24 трубача; после них шли солдаты охраны — 100 вооруженных гвардейцев и 100 солдат с булавами; четыре сотни людей несли факелы. В торжественном выходе участвовали также уланы, носители опахал и государственные чиновники. Наконец, проходила огромная колесница, запряженная слоном.

В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цинн, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

В 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949 году националисты вывезли очень много драгоценностей из Сицзин Чэня в Тайвань.

Ранние деревянные здания уничтожались частыми пожарами и неоднократно разрушались жестокими завоевателями, склонными к мародерству. Сооружения Запретного Города много раз восстанавливались и перестраивались, но всегда архитекторы старались сохранить первоначальную конструкцию и, самое главное, впечатляющий внешний вид.

Особенности строения запретного города в Пекине

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Китайские архитекторы должны были заботиться не только о том, как выглядят постройки и какие материалы следует использовать. Они должны были создавать такие здания, которые находились бы в гармонии с природой и не беспокоили духов земли, воды и воздуха. Чтобы добиться этого, они следовали набору правил, называемых фэн сюи (фэн шуй). Существовали строгие правила расположения зданий, с ориентировкой на север и юг или на запад и восток. Воздушно-легкие внутренние дворики сады и водоемы были также частью продуманной схемы. Перестройка Пекина по приказу императора Юнглу проходила в соответствии с правилами фэн сюи. Китайцы верили, что если здание построено с соблюдением этих правил, то это обеспечит обитателям доброе здоровье и благосостояние.

Запретный город в Пекине

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири.

Запретный город — это архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса:

  • Полуденные Врата — мощная оборонительная башня, построенная для того, чтобы защищать вход в Запретный Город. Здесь в свое время император инспектировал свои войска. Сейчас здесь находится касса, где продаются билеты для входа в комплекс.
  • Врата Высшей Гармонии отделяют внешний двор (Золотой Поток) от более официального внутреннего двора в церемониальной зоне Запретного Города.
  • Врата Небесной Чистоты обозначают вход во внутреннее святилище, дворцовую зону Запретного Города, куда могли входить только члены императорской семьи.
  • Чертог Высшей Гармонии самый большой из официальных павильонов (высотой 28 м). Использовался для важных государственных событий, таких, как совещания с высшими чиновниками или празднование дня рождения императора. Перед входом стоят две курильницы для благовоний, одна в виде аиста, другая в виде дракона. Мозаичный пол и выкрашенные золотой краской колонны, наделены художниками переплетающимися, резными драконами и увенчаны зелено-золотистым потолком, с которого свисает сферическое зеркало.
  • Дворец Небесной Чистоты. До начала XVIII в. спальные покои императоров располагались в этом дворце. Дворец был щедро украшен резьбой, лепниной и скульптурами драконов и других мифических чудовищ. В центре дворца был установлен огромный трон. Примерно после 1500 года императоры династии Мин выбирали для жительства дворцы поменьше, расположенные в парке, а Дворец Небесной Чистоты стал еще одним залом для аудиенций с посетителями.
  • Чертог Совершенной Гармонии — изящный зал (богато украшенный, с расписным потолком и балками), созданный для императорских банкетов, служил для переодевания императора перед официальными церемониями. В зал вели три лестницы, одна из которых имела такой уклон, что по ней можно было проносить паланкин императора. У входа крыша опиралась на колонны. Шесть центральных колонн имели позолоту и были отделаны скульптурами драконов.
  • Чертог Соединения — это небольшое здание, известное также как Чертог Плодородия, его украшают водяные часы, или клепсидра. Здесь императрица собирала свой «малый» двор.
  • Дворец Земной Безмятежности во времена династии Цинн была официальной резиденцией императрицы, здесь находилась спальня императорской четы в первые дни после бракосочетания.
  • Зал Объединения находится между дворцом Небесной чистоты и Дворцом Земного спокойствия. Символизирует единство императора и императрицы, неба и земли, «ян» и «инь», мужчины и женщины. За дворцами раскинулись великолепные императорские сады.
  • Императорские Сады расположены к северу от Врат Земной Безмятежности и вокруг Чертога Имперского Благоденствия. Площадь этого сада, выдержанного в классическом китайском стиле, составляет примерно 7000 кв. м. Впечатляющие каменные сооружения, пруды и растительное убранство создают атмосферу очарования и спокойствия. Сады усажены деревьями, украшены статуями, каменными садами, прудами и водопадами. В этот мирный оазис можно войти через Ворота земного покоя.
  • Свирепые звери — Бронзовые львы сидят по бокам Входа дракона. Лишь через него можно попасть в зал Высшей гармонии, где на мраморном филигранной работы Троне дракона восседал император. Город изобилует бронзовыми животными.

Запретный город в Пекине

Изображение драконов, символа императора, встречаются на каждом углу Запретного Города. В других культурах дракон часто символизирует зло. Но китайские драконы не такие: они дышат огнем, и это символизирует императорскую власть. Однако драконы «отвечали» также за своевременный приход дождей и, таким образом, защищали Китай и его народ от голода.

С террас больших залов на вас смотрят мраморные драконы. Через центр города проходит дорога, на мраморной поверхности которой, также вырезаны драконы. Эта дорога раньше считалась настолько священной, что только духи могли пользоваться ею. Императора несли в паланкине слуги, которые шли по обе стороны от священных камней.

Постройки и сады, предназначенные для государственных церемоний и повседневной жизни императорской семьи, оставляют весьма сильное впечатление. Повернув в восточном направлении, можно обнаружить библиотеки и музеи (включая музей произведений искусства разных династий), а также ряд дворцов, павильонов и садов.

Запретный город в Пекине

Постепенно исчезает атмосфера тайны, которая окружала императора и его двор еще 100 лет назад. И все же в каждом дворе и у каждой стены слышны отзвуки прошлого. Отпечатки древности лежат на каждом предмете, выставленном на обозрение: на оружии, ювелирных украшениях, императорских одеждах, музыкальных инструментах и подарках, подносившихся императорам правителями со всех концов света.